Самые распространенные и любимые напитки в мире объединяют человечество не только благодаря своим уникальным вкусам и ароматам. Есть и другие важные факторы, сообщает 24 Канал.

Читайте также От шоколада до фруктов: какие закуски раскрывают вкус кофе и чая

Кофе имеет особое значение, ведь является частью социальных традиций разных народов. Между тем чайные ритуалы показывают все богатство и многогранность чайной культуры. Глубокие исторические корни могут рассказать об обычаях и ценности этих напитков в разных странах.

В современной жизни кофе и чай стали средством коммуникации и отражением общественных трансформаций. Именно они формируют культурный код нации, объединяя традиции и современные инновации.

Вместе с украинским производителем кофе Gemini рассказываем, как культура потребления кофе и чая демонстрирует изменения в обществе.

Кофе и чай как социальные ритуалы разных эпох

Потребление кофе и чая формировалось веками и имело значительное влияние на общество, культуру и даже экономику. Традиции употребления этих напитков отражали стиль жизни и показывали социальные взаимоотношения.

В XII веке чай стал частью жизни буддийских монахов. Они проводили чайную церемонию, которая символизировала духовное очищение, а чаепитие настраивало на самодисциплину. В Средневековье чай и кофе были напитками элиты и символом статуса.

В мусульманских странах в XVI веке кофе стал популярным напитком, который пили для того, чтобы быть бодрыми во время ночных молитв. Со временем появились кофейни, которые тогда назывались "кахве". Там проводили встречи для обсуждения политики и литературы.

Столетием позже в лондонских кафе начали собираться для деловых встреч и обсуждений новостей. В конце концов, заведения превратились в центр интеллектуальной жизни в Лондоне. А дальше кофейную эстафету переняли Вена, Париж и другие города Европы. За чашкой кофе и чая люди обсуждали политику и последние новости.

Европейцы также любили чаевничать, поэтому с XVIII века аристократия охотно собиралась выпить ароматный напиток и подискутировать о философии.

Между тем историческим японским культурным ритуалом является традиционная чайная церемония, которая стала символом спокойствия и гармонии в период Эдо (1603 – 1868).

В разные периоды кофе и чай стали не просто напитками, а способом связи и общения между людьми. Сначала они отвечали за уютную атмосферу, то впоследствии напитки стали настоящим культурным наследием.

Отражение классовых и социальных различий в потреблении

Кофе и чай в разные эпохи начали отражать социальный статус, классовые разделения и даже стиль жизни.

Чай в Европу завезли португальцы. В XVIII веке он начал приобретать популярность среди слоев элиты и стал символом роскоши европейской аристократии. Великобритания закрепила чай как часть высокого стиля жизни. Там даже появилась традиция потребления чая в 5 вечера – five o'clock tea.

Основала английский принцип чаепития Бедфордская герцогиня Анна, которая решила устроить чаепитие в одно и то же время. Подчеркивал статус своих хозяев чайный сервиз из фарфора. Со временем качество и виды чаев начали разделять потребителей на классы, поскольку элитные сорта могли себе позволить только состоятельные люди.

Что касается кофе, то он был популярным в Стамбуле среди всех слоев, а это означало, что напиток там стал символом социального равенства. Кофе по-турецки объединял всех людей независимо от их социального статуса.

Кофе в Турции себе могли позволить все
Кофе в Турции себе могли позволить все / Фото Shutterstock

В кофейнях собирались представители всех слоев общества – от обычных торговцев до интеллектуалов и ремесленников. Турецкий кофе был одинаково доступным для богатых и бедных. До сих пор напиток оставил за собой статус гостеприимства и социального единства страны, напоминая о наследии, где каждый перед кофе был равным.

Изменение гендерных стереотипов в традициях потребления напитков

Напитки прежде всего удовлетворяли пищевые потребности, и в определенные периоды кофе и чай начали делить по гендерным признакам, которые были обусловлены социальными представлениями.

В Китае еще на ранних этапах чаепития напиток ассоциировался с женственностью. Чайная церемония в этой стране была утонченной, а деталям уделялось особое внимание, поэтому это олицетворяло некие "женские черты".

Европейские салоны предлагали женщинам чай, который ассоциировался с благородством. Чаепитие приводило к обсуждению жизненных или семейных вопросов.

А вот у мусульман кофе ассоциировали с мужчинами, которые наслаждались им и параллельно обсуждали бизнес и политику в кафе. Этот напиток был своеобразным символом тогдашней мужской власти.

В Европе в XVII – XVIII веках в кофейнях также преимущественно собирались мужчины. Женщины редко приходили в такие места, ведь их присутствие там было вызовом социальным нормам.

Женщины в викторианской Англии часто собирались на чайные встречи, что способствовало закреплению чая как "женского напитка". Особую популярность приобрели так называемые чайные вечеринки

В XX веке в США кофе стал напитком активных деловых мужчин, которые вели бизнес. Он хорошо заряжал энергией и стимулировал к работе.


Кофе начал всех объединять на рабочих встречах / Фото Shutterstock

В современности гендерные ограничения, к счастью, исчезли, а чай и кофе стали универсальными для всех. Между тем кафе остались любимым местом для встреч и разговоров.

В то же время в ежедневный лайфстайл чай и кофе, по-прежнему, вписываются по-разному. Кофе – это о быстром ритме жизни и энергии в работе, а чай символизируют с легкостью и заботой о здоровье.

Современная культура кофе и чая: глобализация и новые тренды

Значительно повлияла на культуру потребления кофе и чая глобализация. Это сформировало не только новый стиль в отношении этих напитков, но и способствовало углублению в культурные мировые традиции. Не в последнюю очередь доступ к интернету и путешествия позволили нам узнать кофейные и чайные локальные традиции разных наций.

Сегодня большую популярность в больших городах набрала культура "coffee to-go", которая отражает быстрый темп жизни мегаполиса. В наше время особенно актуальны кофейни третьей волны, которые предлагают уникальные сорта кофе и новый подход к потреблению.


Пить кофе "на ходу" стало новым трендом / Фото Pexels

Напитки становятся трендами, а эволюция кофейной индустрии пробуждает интерес к новым технологиям, вкусов и экспериментов. Гости кафе традиционно заказывают американо или латте, но не отказываются попробовать фильтр-кофе, раф или cold brew.

Глобализация способствовала появлению новаторских напитков, например японская матча или тайваньский bubble tea, которые дают возможность познакомиться с этими вкусами в разных уголках мира.

Теперь кофе по-турецки, итальянское эспрессо или греческое фраппе доступны во многих кофейнях. А кофейные гиганты даже адаптируют меню для разных стран, подстраивая современные тренды к традиционным вкусам.

В США чайная культура долгое время находилась в тени популярности кофе, однако сегодня переживает новый этап развития. У потребителей уже начинает расти интерес к чайным церемониям и травяным чаям. Американцам нравится процесс приготовления японской матчи, а ромашковый, имбирный и мятный чай выбирают для себя сторонники здорового образа жизни.

Крупные города начали все чаще открывать заведения с чайными комнатами, где можно провести церемонии и глубже познать чайное искусство. Эта популяризация привела к росту мастер-классов, которые знакомят потребителей с завариванием чая, рассказывают об истории и особенностях различных сортов.

Как чашка кофе или чая становится отражением общественных изменений

Совместная чашка кофе и чая стала мостом, который соединяет людей с их прошлым, настоящим и будущим. Эти напитки прочно интегрировались в различные аспекты нашей жизни. Сначала кофе и чай были частью социальных традиций, а сейчас эволюционировали в нашу современную эпоху с инновационными методами приготовления и подачи.


Напитки объединяют людей / Фото Shutterstock / Фото Shutterstock

Китайские чайные церемонии отражают философию осознанной жизни, в Великобритании послеобеденный чай стал частью повседневной культуры, а вот кофе в США стал символом динамичного образа жизни.

Кофе и чай – мощные катализаторы социального взаимодействия, которые способствуют связям и разговорам и преодолевают языковые и культурные барьеры. Предложение выпить кофе или чай – это знак гостеприимства и благосклонности, а совместный прием напитка налаживает связи.

Утром кофе или чай собирает за одним столом семью. В обед люди выбегают на перерыв выпить кофе с коллегами, а вечером собираются за чашечкой чая с друзьями. Напитки сближают потребителей, независимо от их социального или культурного происхождения. За все годы кофе и чай стали неким зеркалом социальных и культурных изменений.

Чтобы глубже окунуться в чайную и кофейную культуру, рекомендуем выбрать для себя элитные чаи и свежеобжаренный кофе, который предлагает компания Gemini. На сайте можно ознакомиться с ассортиментом и найти свои особые вкусы.