Как украинцы из кофе "3 в 1" перешли к specialty зерну

30 апреля 2024, 11:31
Читати новину українською
СПЕЦПРОЕКТ

Кофе - это один из самых популярных напитков во всем мире. Поэтому совсем неудивительно, что он имеет чрезвычайно большое количество вариаций, способов приготовления и различных рецептов.

И где проходит граница между "настоящим" кофе и кофесодержащим напитком? И главное – что на самом деле употребляют украинцы. Об этом 24 Канал при поддержке украинского производителя кофе Gemini рассказывает в новом материале.

Интересно Напиток с неоднозначной репутацией: имеет ли право на существование ароматизированный кофе

Сколько кофе выпивают люди в мире?

Кофе – один из самых популярных пищевых продуктов во всем мире. А доля его экспорта настолько высока, что уступает только нефти. По прогнозам экспертов, к 2025 году доход кофейной индустрии пересечет отметку в 585 миллиардов долларов. На это, в частности, влияет бум на specialty-кофе.

Сейчас кофе выращивают в более чем 70 странах мира – в частности, в Бразилии, Вьетнаме и Колумбии. Только эти три страны покрывают значительную долю мирового кофейного рынка. В Европе крупнейшими экспортерами зерен являются Швейцария, Германия и Италия.

В то же время наибольший спрос на зерна сохраняется в Нидерландах. Согласно статистике "Мирового потребления кофе на душу населения", на каждого жителя страны приходится в среднем 8,3 килограмма кофе в год! Не отстает и Финляндия с показателем 7,8 килограмма на человека.

Также в десятку входят:

  • Швеция – 7,6;
  • Норвегия – 6,6 6;
  • Канада 5,5;
  • Ливан – 5,3;
  • Германия – 5,2;
  • Бразилия – 5,1;
  • Катар – 5,0;
  • Швейцария – 4,8;

Как ни странно, чуть меньше кофе потребляют в Италии – 4,7 килограмма в год. Далее в рейтинге Эстония – 4,3 килограмма. Закрывают список Португалия – 4 килограмма кофе на человека, США и Франция с показателями 3,5 и 3,4 килограмма соответственно.

К сожалению, Украина в этот перечень не попала. По состоянию на 2020 год на каждого человека приходилось всего 1,5 килограмма кофе – совсем немного, особенно, если сравнивать с передовыми Нидерландами и Финляндией. Кстати, в той же Финляндии кофейная культура настолько важна, что в законодательстве предусмотрены специальные перерывы на кофепитие для работников.

Что же влияет на такой низкий процент потребления кофе среди украинцев? Разберемся далее.

Какой кофе пьют украинцы

Нельзя сказать, что украинцы совсем не потребляют качественный кофе. Многие действительно разбираются в трендах, посещают кафе третьей волны и варят кофе у себя дома. Однако это в основном тренд, популярный среди представителей молодого, прогрессивного поколения.

Это доказывают и результаты исследований. К примеру, данные опроса "Потребление кофе вне дома", проведенное "Кантар Украина" за 2021 свидетельствуют, что большинство украинцев пьют кофе не для того, чтобы насладиться напитком, а чтобы удовлетворить потребность в кофеине, взбодриться и зарядиться энергией. Соответственно формируются и запросы. Среди кофе, что потребляют за пределами дома, преобладает кофе с молоком. Его общий процент составляет 55% от всех купленных чашек.

Параллельно с этим в Украине до сих пор есть немалый процент людей, которым безразлично, какой кофе пить. Для них отличной альтернативой является раствор кофе, напитки "3 в 1", порошковые латте и тому подобное.

Это обусловлено, в частности, историческим контекстом. В Украине настоящий кофе начал популяризироваться только с восстановлением независимости, ведь коммунистический режим ограничивал импорт зерен. Зато на прилавках можно было найти напитки из цикория и желудей.

Далее произошло восстановление импорта в Украину, которым воспользовались производители растворимого кофе. В это время к нам двинулись тонны кофейных напитков в различных вариациях и еще и по более низкой цене, чем кофейные зерна.

Сегодня употребление такого кофе – не более, чем привычка и, опять же, способ сэкономить. И это неудивительно, ведь именно идея удешевления дорогого кофе стала одним из мотивов разработки растворимого аналога

Доступная альтернатива качественным зернам: как возникли кофесодержащие напитки

Впервые идею такого кофе в промышленных масштабах начали реализовывать еще в начале прошлого века – тогда изготавливали просто растворимый кофе. Вследствие использования доступного сырья его производство было значительно дешевле. Это отражалось и на конечной стоимости продукта.

И такой напиток позволял экономить не только средства, но и время. Также отпала необходимость покупать специальные девайсы для приготовления кофе – потребителям было достаточно засыпать в чашку несколько ложек порошка.

Однако для крупных компаний и их маркетологов этих преимуществ было мало. Поэтому, чтобы в дальнейшем успешно продвигать продукт, они решили позаботиться еще и о компактности. Так, люди получили возможность брать несколько порций растворимого кофе на работу, в поездки или на природу.

Впрочем, некоторые трудности все еще оставались – любителям сладкого кофе приходилось носить с собой еще и сахар. Поэтому его стали добавлять в растворимый кофе еще на этапе производства. И уже последним ингредиентом стало сухое молоко. Так и появился на свет кофе "3 в 1", который стал особенно популярным в нулевых, когда большинство украинцев только знакомились с кофейной культурой.

На первый взгляд, это действительно удобно: достаточно высыпать содержимое пакетика в чашку, залить его горячей водой и наслаждаться теплым напитком. К тому же производители предлагают огромное количество вкусов. А порошковые напитки типа "латте" или "капучино" помогают имитировать кофейную культуру, не тратя много денег на качественные зерна и приборы для приготовления кофе. Но действительно ли можно назвать эти напитки кофе?

Кофе без кофе или почему нужно читать состав выбранных напитков

Большинство украинцев в какой-то момент своей жизни покупали кофе "3 в 1". Но вряд ли все читали его состав. Несмотря на то, что здесь должны фигурировать только три составляющие: кофе, сухое молоко и сахар – на самом деле список значительно длиннее.

Это обусловлено тем, что натуральное сухое молоко и сливки – продукты, которые имеют достаточно ограниченный срок хранения. Поэтому не стоит верить, что в стиках или пачках, срок которых измеряется месяцами, если не годами, удастся найти натуральные ингредиенты. Вместо этого их заменяют различными растительными сливками, например:

  • кокосовым или пальмовым маслом;
  • молочным белком;
  • сиропом глюкозы;
  • регуляторами кислотности;
  • эмульгаторами, стабилизаторами, красителями;
  • усилителями вкуса.

Поэтому, вместо обычных сливок в пакетированном напитке можно найти немало элементов из таблицы Менделеева. Но и это еще далеко не все.

Самый дорогой ингредиент любой смеси "3 в 1" – это растворимый кофе, поэтому многие производители пытаются сэкономить и на нем. А под красивой упаковкой может скрываться что угодно: от низкокачественного второсортного сырья до цикория, измельченных орехов, каштанов или ячменных зерен.

Конечно, такой ход не нанесет вреда здоровью, но точно повлияет на вкус напитка. И к кофе он не имеет фактически никакого отношения – даже если на упаковке указано обратное.

Именно поэтому при покупке кофе очень важно читать его состав, обращать внимание на дату фасовки, страну-производителя и тому подобное. Это поможет подобрать не только вкусный, но и качественный напиток. А заодно – повысит потребление настоящего кофе на территории Украины.

Новые стандарты: кто продвигает кофейную культуру в Украине

Значительным прорывом для украинского рынка стало основание отечественных компаний, которые изготавливали кофе. Так, в 1996 году свое начало берет бренд Gemini. Это было именно то время, когда главным кофейным напитком в каждой украинской семье был растворимый кофе, а итальянские перемолотые зерна считались праздничным вариантом.

С момента своего основания компания мечтала развить кофейную индустрию, показать, каким может быть кофе, и изменить отношение украинцев к национальному продукту. Для этого команда Gemini решила наладить собственное производство: закупать зерна напрямую у фермеров по честной цене, обжаривать их, проверять качество и вкус и только после этого расфасовывать и доставлять к покупателям.

Таким образом украинцы начинали различать арабику и робусту, открывать для себя различные бленды и находить оптимальный вкус. И главное – все больше людей убеждались, что ничто не заменит натурального кофе.

Впоследствии локальные производители начали доставлять кофе собственного производства в кофейни, которые активно открывались в Украине в 2000 – 2010 годах. В этих заведениях экспериментировали с подачей, дополняли напитки сиропами и топпингами, украшали каждую чашку латте-артом, а гости тем временем получали базовые знания об эспрессо и американо. Неотъемлемой частью жизни стало не только потребление кофе, но и фотографии из популярных кафе в соцсетях.

Впоследствии все это переросло в новую – третью волну кофе, которая стала известной благодаря своим ценностям, среди которых, в частности:

  • весь кофе – высококачественный и доставлен из лучших плантаций мира, а гости могут узнать больше о происхождении зерна;
  • бариста, который работает в заведении третьей волны, знаком со всеми процессами обработки и выращивания кофе, способен сварить кофе различными методами, в том числе – ручными, а также приготовить вкусные напитки на основе кофе;
  • акцент делается на вкус и аромат напитка. Поэтому часто кофе в заведениях третьей волны рекомендуют пробовать без сахара или молока.

Также на тогдашнюю кофейную индустрию существенно повлияло основание украинской ветви SCA (Specialty Coffee Association). Это некоммерческая организация, целью которой является продвижение кофейной культуры во всем мире. SCA объединяет огромное количество людей со всех уголков планеты, вдохновляет и создает устойчивое глобальное сообщество вокруг идеи правильного приготовления и потребления specialty-кофе. Поэтому ее появление в Украине было очень нужным и своевременным.

По ее инициативе у нас начали проводиться соревнования бариста, а профессионалы своего дела смогли участвовать в батлах и мастер-классах, проводившихся за рубежом. В общем деятельность SCA дала немалый толчок отрасли, повлияла на образованность сообщества и помогла большому количеству бариста, которые только начинали свой путь, вырасти в настоящих профессионалов с собственным делом.

Этот прогресс хорошо иллюстрирует появление новых заведений, акцент в которых делается на качестве зерна. Так, чуть ли не в каждом городе Украины уже можно выпить колд-брю, кемекс и V-60.

Сейчас наблюдается еще один интересный переход. Все больше украинцев выбирают specialty-кофе для приготовления дома. И это очень положительный тренд, ведь те, кто хотя бы несколько раз попробовал отборные зерна из Эфиопии или Колумбии точно не вернутся к кофейным заменителям с неоднозначным составом. И это именно то, ради чего почти 30 лет назад начинали свою деятельность украинские производители кофе.

К слову, Gemini и сегодня держит руку на пульсе главных тенденций. В магазине бренда можно приобрести не только натуральные зерна, доставлены из лучших плантаций, но и дрип-кофе, который так легко заваривать или дома, или в походе. Так что, об ароматизированных стиках также можно забыть.
 

Конечно, влияние украинских кофейных компаний огромное. Ситуацию улучшает и общий тренд на вкусный кофе. Однако без повышения сознания самих покупателей, желание узнавать новое и смаковать натуральные продукты всех стараний будет мало. Поэтому выход из зоны комфорта, по крайней мере в вопросе потребления кофе, станет отличным шагом к тому, чтобы вывести Украину в перечень стран, где по-настоящему наслаждаются кофе.